Статьи

Чем small talk поможет в карьере

Small talk — вовсе не бессмысленная беседа для светских раутов, а эффективный инструмент рабочей коммуникации. О том, как он помогает наладить отношения с коллегами и найти общий язык с руководителем, рассказала эксперт по бизнес-этикету Татьяна Баранова

Автор: Татьяна Баранова, эксперт по практическому бизнес-этикету

⏱ Время прочтения — 5 минут

Зачем обсуждать с коллегой или с руководителем погоду, хобби или последние достижения в области робототехники? Есть как минимум две весомые причины вести small talk: психологически комфортная рабочая среда и карьерный рост.

Психологически комфортная рабочая среда

С точки зрения бизнес-этикета сотрудники не обязаны любить друг друга — достаточно просто проявлять уважение к коллегам и не мешать им работать. Но практика показывает, что напряженные или просто чересчур холодные отношения в коллективе способны вызывать стресс. В свою очередь, из-за него персонал может недостаточно хорошо выполнять служебные задачи, что в итоге приведет к увольнению.

Установить здоровые отношения с коллегами легко: достаточно внимательно относиться к формулировкам, стараться не транслировать враждебность и научиться поддерживать учтивый разговор на отвлеченную тему — small talk. Он способен несколько разрядить обстановку, дает возможность малознакомым коллегам узнать друг друга чуть лучше и к тому же показывает соратника в простом человеческом обличье, а не в «бизнес-скафандре».

О чем поговорить с коллегой

Погода

Представим ситуацию. Двое коллег утром заходят в лифт бизнес-центра. Они работают в разных отделах и не слишком хорошо знакомы. Но сейчас им предстоит вместе ехать на последний этаж. Можно это делать в тишине, уставившись в телефон или стену кабины лифта, но все же лучше попробовать поддержать беседу. Не обязательно показывать свою оригинальность — достаточно быть просто доброжелательным.

При всей своей банальности разговор о погоде может выручить в подобной ситуации. Правда, констатировать факт «Лето, солнце» — все же не лучший вариант. Гораздо перспективнее звучит такая фраза: «Хорошо, что у нас всюду стоят кондиционеры! Такой жары давно не было. Даже в нашем турецком офисе в это время уже становится прохладнее». Если визави открыт к разговору, то он сразу получит несколько зацепок, чтобы продолжить беседу. Например, он может рассказать коллеге, как он сам воспринимает знойную погоду, а еще расспросить того про иностранный офис.

Итог: благодаря непринужденной беседе удалось избежать напряженного и неловкого молчания в лифте, и каждый вышел на своем этаже в приподнятом настроении. Возможно, коллеги поделились друг с другом новой деловой информацией или сумели завязать более близкое знакомство.

Здесь нужно оговориться: small talk сам по себе не дает стопроцентную гарантию, что разговор у собеседников сложится удачно. В конце концов, один из них может быть не в настроении или страдать из-за больного зуба. Но попытаться лишний раз попрактиковать нетворкинг и навыки общения все же стоит. Почему бы и нет?

Другие подходящие темы для small talk

Кроме погоды всегда можно поговорить о том, что нас окружает или актуально здесь и сейчас. Например, заметить, что окончания ремонта в офисе ждали не зря — теперь стало намного лучше. Или что Zoom все же удобнее, чем простой конференц-call, — радостно не только слышать, но и видеть коллег.Если времени на отвлеченный разговор чуть больше, чем пара минут, то можно обсудить:

  • хобби;
  • спорт (желательно не командный, если вы точно не знаете, за кого болеет визави);
  • новости из мира технологий, искусства, космоса и т.д. (в зависимости от интересов собеседников и их сферы деятельности);
  • путешествия или командировки;
  • образование;
  • общекультурные темы.

Кейс: как small talk помог построить эффективную коммуникацию

В одной компании двое сотрудников-мужчин никак не находили общий язык. Старший был уверен, что его младший коллега отлынивает от работы, старается при первой возможности поскорее уйти из офиса и вообще недостаточно трудолюбив. Отношения у мужчин были максимально холодные и натянутые.
Однажды в обеденный перерыв они стояли рядом в длинной очереди на кассу. Разговорились. И тут выяснилось, что у младшего совсем недавно родился долгожданный ребенок и теперь все его приоритеты сместились в сторону семьи. Он продолжает качественно справляться со служебными обязанностями, но уже не может себе позволить быть таким трудоголиком, как раньше. Старший сотрудник вспомнил себя в его возрасте, свою радость и другие сильные эмоции при рождении первенца.
Вот так, разговорившись, коллеги поняли друг друга, проявили эмпатию и осознали, что в данный момент жизни у них просто немного разные ценности и приоритеты. Они выстроили новую эффективную коммуникацию в соответствии с этими вводными. В частности, старший коллега перестал беспокоить младшего в нерабочее время, а тот, в свою очередь, стал более внимательно относиться к некоторым служебным задачам.

Карьерный рост

В идеальном деловом мире все решения принимаются без эмоций — рационально и взвешенно. Но мы не роботы, и в реальности полностью исключить человеческий фактор практически невозможно. Например, это значит, что если для ответственной командировки руководителю нужно выбрать только одного из подчиненных, то при прочих равных он предпочтет того, кто ему приятнее как человек или обладает более полезным в данном случае набором soft skills. Про гибкие навыки могут подсказать и сотрудники HR-департамента, но чаще всего руководитель доверяет собственному опыту.

Поэтому если деловые коммуникации строятся строго по схеме «только работа и ни шага в сторону», то для начальника сотрудник может так и остаться темной лошадкой. Гораздо лучше, когда между ними есть хотя бы минимальное человеческое общение на темы, не связанные с работой.

Small talk с руководителем: уместность и адекватность

В общении со старшим по статусу нужно аккуратно выбирать время и тему для small talk. Неуместные и затяжные беседы чреваты последствиями, прямо противоположными желаемым. Так, если через четыре минуты начинается ответственная онлайн-встреча с потенциальными стратегическими партнерами, а руководитель с подчиненным уже у монитора, то не стоит заводить разговор о том, как на выходных удалось помочь теще на даче. Лучше это время посвятить подготовке к созвону или обсудить что-то нейтральное, не отвлекающее от основной повестки дня.

Вообще, строго говоря, с точки зрения бизнес-этикета право начать small talk принадлежит старшему по статусу. Поэтому в ситуации, когда руководитель авторитарен, лучше не проявлять подобной инициативы — это может быть расценено как неуважение к старшему, фамильярность. Но когда директор сам завел разговор о количестве медалей нашей сборной на Олимпиаде, желательно поддержать тему.

Здесь есть один нюанс: если разговор зашел о малознакомом для вас вопросе, то не стоит с воодушевлением продвигать собственную позицию. В таких ситуациях стоит применять активное слушание: демонстрировать интерес к словам собеседника (в умеренной степени), задавать уточняющие вопросы (но не переборщить), попросить совета (например, на какой источник лучше ориентироваться, чтобы получить объективную информацию по теме), делать уместные комплименты. Последнее — совсем тонкий лед, но если похвала попадет в точку, то успех коммуникации фактически гарантирован.

Когда руководитель знает своего подчиненного не только как «боевую единицу», но и как хорошую теннисистку или отца двоих детей, заядлую путешественницу или автора популярного блога, ему проще принимать кадровые решения. Начальнику важно быть уверенным не только в профессионализме сотрудника, но и в его человеческих качествах.

Лучше всего, конечно, подобное неформальное общение складывается на корпоративных праздниках и тимбилдингах. Но при желании всегда находится возможность тактично и уместно проявить себя с новой стороны, завязать разговор, заинтересовать и наладить коммуникацию не только рабочую, но и личностную.

Вам также может быть интересно видео РБК Pro

Искусство сторителлинга: как рассказывать о себе как о герое сериала
Спикер: Ярослав Катаев, эксперт по бизнес-сторителлингу, директор по стратегическим коммуникациям креативного агентства «ТомсОйер»

Основные темы:

  • Точка отсчета — момент значимых перемен.
  • У героя должна быть четкая цель.
  • Скажи мне, кто твой враг.

Запись доступна всем подписчикам РБК Pro.

Пользователям hh.ru — три месяца подписки на РБК Pro по цене одного.

🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в «шапке» статьи

Назад к полезным статьям
Вакансии дня