Статьи

Как составить резюме: чек-лист для карьериста

Качественное резюме — главный инструмент в руках соискателя. Краткое описание вашего профессионального опыта, знаний и навыков пригодится всегда: когда вы активно откликаетесь на вакансии, когда хотите просто оценить рынок, когда вас по рекомендации приглашают на интервью в какую-либо компанию и просят подготовить этот документ. Несмотря на специфику разных профессий, должностей и ситуаций, связанных с поиском работы, существуют универсальные принципы создания хорошего резюме.
Лариса Сазонова
Лариса Сазонова
эксперт сервиса «Готовое резюме» hh.ru

⏱ 5 минут полезного чтения

Прежде чем приступить к составлению резюме, ответьте себе на вопрос «Какую работу я ищу?». Помните, что в этом документе вам предстоит отобразить ваш опыт, знания и навыки, важные для выполнения трудовых обязанностей в конкретной должности, в определённой профессиональной сфере. Поэтому, чтобы написать качественное, работающее резюме, нужно понимать, какую информацию туда включать, а какая будет лишней с учётом ваших карьерных целей.

Определились с карьерными целями? Теперь пройдёмся по разделам документа. Как их правильно заполнять — рассказываем по порядку.

🔲 Персональная информация

В так называемой шапке резюме напишите фамилию и имя, город проживания, контакты для связи. В контактах обязательно укажите адрес электронной почты и телефон. Если пользуетесь мессенджерами, их можно перечислить рядом с номером телефона.

🔲 Фото

Даже если должность не предполагает общения с людьми, приложите к резюме фотографию — она сделает вашу презентацию на рынке труда более заметной и запоминающейся.

Как составить резюме: чек-лист для карьеристаПо статистике сайта hh.ru резюме с фотографиями имеют на 25% больше просмотров.

Однако будьте осторожны: неудачное фото может всё испортить. Для резюме идеально подойдёт портретная фотография от профессионала, выдержанная в нейтральном стиле, с хорошим качеством изображения.

🔲 Должность

В этом разделе крайне важны корректные формулировки. Работодатели должны понимать, какую работу вы ищете, причём это относится и к профессиональной сфере, и к рассматриваемым должностям. В резюме допустимо указать несколько должностей, если они близки по смыслу, например «Финансовый директор», «Директор по экономике и финансам» или «Инженер по тестированию», «QA-инженер». Однако помните: должности должны быть конкретными. Слишком размытые понятия вроде «Специалист» или «Руководитель отдела» могут стать причиной отказа на уровне отбора резюме.

🔲 Опыт работы

Очень важный блок! В большинстве случаев достаточно перечислить, где и кем вы работали за последние 10 лет. Более ранний опыт можно не указывать вообще или описать очень кратко, чтобы показать общий стаж в отрасли (при необходимости) или путь по карьерной лестнице. Особое внимание уделите двум-трём последним местам работы, так как именно на них работодатели смотрят прежде всего.

Для каждого места работы укажите:

  • Название компании. Если компания известна на рынке под определенным брендом, в этом пункте пишите именно его, а не условное ООО «Ромашка».
  • Должность. Если в трудовой книжке использована слишком общая формулировка («Специалист», «Руководитель отдела»), в резюме постарайтесь её конкретизировать, чтобы работодатели уже из названия должности поняли, в чём заключалась ваша работа. Например: «Специалист по контекстной рекламе», «Руководитель отдела по работе с партнёрами».
  • Сфера деятельности компании и численность персонала. Например: «Производство мясной консервации. Входит в тройку лидеров данного сегмента. Численность — более 1000 человек».
  • Основные обязанности, начиная с самых важных. Обычно достаточно 5−7 пунктов. Если список ваших обязанностей крайне разнообразен, сосредоточьтесь на тех, которые важны для будущего работодателя.
  • Ключевые результаты работы: 3−7 пунктов в зависимости от уровня должности. Здесь можно написать о том, что вы выполняете или перевыполняете свои KPI (и перечислить их), перечислить проекты, в которых участвовали, рассказать об инициативах по улучшению бизнес-процессов и так далее.

Что делать, если раньше вы нигде не работали официально? В этом случае в разделе можно указать следующее:

  • Неофициальный опыт работы. Например, если вы брались за частные заказы или помогали знакомым в ведении их бизнеса в статусе индивидуального предпринимателя, по договору гражданско-правового характера или вообще без оформления.
  • Производственная, учебная практика. Также напишите, в какой организации была практика, что входило в обязанности и каковы были результаты работы.
  • Практические задания, учебные проекты, выполненные во время обучения на профессиональных курсах.
  • Общественная деятельность: участие в работе студенческих объединений, волонтёрских проектах.

🔲 Образование

Укажите ваше образование — высшее, среднее специальное. Если есть несколько дипломов, перечислите их все, а также — при наличии — учёную степень.

Если вы получили дополнительное образование, укажите и его. Однако из всех курсов и программ повышения квалификации выберите только те, которые релевантны желаемой должности (не более 7 пунктов).

🔲 Навыки

В этом разделе важно дать представление о знаниях и навыках, которые непосредственно относятся к вашей работе. Например, разработчик должен указать применяемый технологический стек, юрист — специализацию на конкретных отраслях права, опыт работы в арбитраже и судах общей юрисдикции, а маркетолог — хорошо знакомые маркетинговые инструменты и направления (диджитал-маркетинг, SMM, контекстная реклама и другие).

🔲 О себе

В заключительном разделе в зависимости от вашей ситуации можно написать следующее:

  • Перечислить ключевые навыки и компетенции, которые характеризуют вас как высококлассного специалиста.
  • Указать общий стаж в вашей профессиональной области (если назвали не все места работы).
  • Рассказать о совместительстве, общественной деятельности, если это может дополнительно подчеркнуть ваш профессионализм.

Ещё один вариант — описать личные качества, способные выделить вас на фоне других соискателей. При этом старайтесь избегать шаблонов: например, вместо заезженного эпитета «коммуникабельный» лучше выбрать формулировки «развитые коммуникативные и презентационные навыки», «умение находить контакт с разными людьми», «навыки ведения переговоров на любом уровне», «умение договариваться».

И ещё: стиль написания и проверка резюме

Следите за единством стиля. Это относится как и к написанию, так и к оформлению резюме.

Внутри каждого раздела используйте одинаковые языковые формы. Например, обязанности во всех местах работы перечисляйте с использованием существительных:

Как составить резюме: чек-лист для карьериста
Фрагмент реального резюме на hh.ru

А результаты работы — с применением глаголов совершенного вида:

Как составить резюме: чек-лист для карьериста
Фрагмент реального резюме на hh.ru
Как составить резюме: чек-лист для карьеристаНе копируйте обязанности из должностной инструкции, пишите простыми предложениями. Старайтесь, чтобы вашу терминологию поняли даже те, кто работает в другой отрасли. Избегайте аббревиатур, принятых только в вашей компании.

Оформляйте резюме в едином стиле. Если используете маркированные списки, они должны быть одинаковые во всём документе.

После окончания работы над резюме два-три раза внимательно пройдитесь по тексту, исправьте мелкие погрешности и отредактируйте не слишком удачные фразы. Имейте в виду, что ошибки и опечатки могут оттолкнуть работодателя.

Порой непросто определить, что включать в резюме, а что — нет. Как правильно расставить акценты, какие моменты описать подробно, а о каких лучше умолчать. Испытываете сомнения? Подумайте о том, поможет ли вам эта информация найти желаемую работу. Если да, добавляйте смело.

Нет времени вдумываться в каждую строчку? Возможно, вам стоит попросить совета у профессионалов. Эксперты Карьерного центра hh.ru составят грамотное резюме с учётом траектории вашей карьеры.

🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в шапке статьи

К другим статьям
Вакансии дня