5 советов, как стать экспертом и повысить свою ценность для компании

Многим знакома градация компетенций Junior — Middle — Senior, которая родилась в мире ИТ, а сейчас плавно распространяется и на другие отрасли. Каждая из этих ступенек подразумевает разный уровень ценности сотрудника. Не редки случаи, когда за сильного сеньора работодатели устраивают аукционы. Так чем же привлекателен такой сотрудник? И как им стать? Основное отличие сеньора от предыдущей ступени — экспертность. Рассмотрим, как её сформировать и развить.
Анастасия Лахонина
Анастасия Лахонина
бизнес-аналитик, менеджер по автоматизации HR-процессов

⏱ 3 минуты полезного чтения

1. Постоянно учитесь

Пожалуй, это будет самым банальным советом этой статьи. Речь не только об академических знаниях и курсах. Учитесь на своём опыте и опыте коллег, берите нетипичные задачи. Сильно прокачивает участие в конференциях — смотрите и анализируйте, как похожую проблему решили в другой компании. Не забывайте о прогностике — посмотрите на более крупные компании. Как они решали задачи, которые возникают в вашей работе сейчас, когда были на схожем этапе? С какими задачами столкнулись после?

2. Прикладывайте знания из других сфер на свою деятельность

Танго, вязание крючком, жим штанги лёжа — порой знания и навыки, полученные в самых неожиданных сферах, могут пригодиться в вашей работе и при решении ваших задач.

В первую очередь работает принцип аналогии (здесь я для примера рекомендую сериал «Кремниевая долина», где программисты на примере с тематикой 18+ изобрели гениальный алгоритм сжатия файлов).

3. Устраивайте шеринг компетенций

В одной крупной компании, где я работала, выполнение индивидуального плана развития было включено в список годовых ключевых показателей эффективности (КПЭ). Сотруднику давалась возможность в рамках рабочего времени развивать смежные компетенции, которые ему интересны. Так, бизнес-аналитики учились создавать прототипы интерфейсов и составлять системные требования, разработчики — формировать бизнес-требования и писать тест-кейсы, также можно было развивать софт-навыки — например, лидирования команды или публичных выступлений. Такая модель оказывается выигрышной как для работодателя, так и для сотрудника. Работодатель таким образом имеет универсального бойца, который в экстренном случае пусть и не в полной мере, но сможет выполнить обязанности «соседней» должности. А сотрудник, в свою очередь, усваивает что-то новое, занимается интересными задачами, глубже и разносторонне вникает в процессы, с которыми работает. И всё это по цене пары рабочих часов в неделю.

4. Следите за стратегией компании и находите своё место в ней

Этот пункт особенно ценен для менеджеров и тех, кто хочет ими стать. Крайне важно понимать, куда двигается компания, чего она хочет и какой вклад ваша работа внесёт в эту цель. На первый взгляд может показаться, что вы никак не можете повлиять на большие и амбициозные цели, особенно если компания большая и функции декомпозированы. Но стоит немного раскрутить — и своё место всё же можно найти.

Если у вас в компании принята периодическая коммуникация от высшего руководства, не пропускайте её. Топ-менеджмент ценит включённость в интересы компании и нахождение в контексте.

5. Монетизируйте области своего интереса

Не стесняйтесь ценить свой труд. Истинная ценность рождается в первую очередь в собственном сознании. Договоритесь о своём карьерном пути, в том числе с точки зрения финансов, с руководителем. Сейчас во многих компаниях принята прозрачная система премирования сотрудников, по которой работник может рассчитать, чего ждёт от него компания и насколько вырастет его вознаграждение при достижении этих целей. Обучая стажёров и делая сверхзадачи, договоритесь о вознаграждении. С точки зрения работодателя, выгоднее заплатить за дополнительную работу своему сотруднику, чем нанимать извне. К счастью, такая позиция встречается среди работодателей всё чаще и чаще.

🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в шапке статьи

К другим статьям