Как найти сотрудников на релокацию из другого региона
⏱ 8 минут полезного чтения
На российском рынке труда всё больше разница между потребностью компаний в специалистах в одних регионах и их преобладанием в других. Например, по данным hh.ru, в Мурманской области, Ненецком и Чукотском автономных округах число вакансий в 2022 году в несколько раз выше, чем в среднем по России, а число размещённых резюме в них не могут покрыть потребности в специалистах. При этом во многих регионах России количество соискателей выросло более чем в 20%.
Выходом для многих работодателей, которым требуются кадры, стал набравший популярность удалённый формат сотрудничества. Но иногда должностные обязанности предполагают только очное присутствие. В таком случае стоит рассмотреть релокацию специалиста в место нахождения компании.
Что такое релокация и какие преимущества она даёт работодателю
Релокация — это переезд сотрудника по причине трудоустройства на определённый и неопределённый период. В основном организации таким образом нанимают востребованных профессионалов: ИТ-специалистов, руководителей и высококвалифицированных «синих воротничков».
Помимо закрытия позиций релокация сотрудника даёт работодателю и прочие бонусы. Так, релокант может привнести свежий взгляд на бизнес-процессы и знания в связи с опытом работы в другом регионе. Дополнительно развивается и корпоративная культура компании, улучшается коммуникация между сотрудниками, поскольку опытные релоцированные специалисты могут продвигать новые ценности и сплотить коллектив. А ещё такие работники могут быть эффективнее и мотивированнее: решившись на такой серьёзный шаг, как переезд, человек скорее всего будет стараться добросовестно выполнять обязанности и держаться за работу.
Как подготовиться к релокации сотрудника
Смена места жительства — это всегда большой стресс, не говоря уже о переезде в другой город или страну. Компания должна позаботиться о том, чтобы переселение и пребывание специалиста в новом месте было максимально комфортным. В противном случае сотрудник вместо рабочих задач будет занят решением бытовых вопросов и испытывать психологическое давление. В результате вы получите не только измученного работника, но и скорое заявление на увольнение.
В первую очередь нужно сформировать релокационный пакет — перечень поддерживающих мер, которые работодатель предоставляет сотруднику при релокации. Стандартно он включает:
- компенсацию расходов на дорогу и жильё (полная или частичная оплата) для работника и членов его семьи;
- участие в поиске жилплощади и оформлении документов для переезда (составление и подписание договора об аренде недвижимости, регистрация по месту жительства, прикрепление к поликлинике и так далее).
Дополнительно пакет может содержать:
- ДМС для работника и его семьи;
- помощь в трудоустройстве супруги/супруга и в записи детей в школу и детский сад;
- перевозку домашних животных и имущества;
- бесплатные билеты на дорогу в родной город раз в полгода-год.
Вместе с тем компании нужно выделить внутренних специалистов, которые будут помогать релоцированному работнику:
- менеджера, который подготовит релокационный пакет и документы, организует переезд, подберёт жильё и обеспечит адаптацию сотрудника;
- ментора, который сориентирует человека не только в рамках работы, но и в населённом пункте — расскажет, где покупать продукты, куда обращаться за медицинскими услугами, как проводить досуг и прочее. Если речь идёт об области с иным менталитетом, то нужно погрузить работника в культуру, правила поведения и особенности деловой и бытовой коммуникации.
Всё перечисленное будет влиять и на привлекательность вашей вакансии — во-первых, соискатели поймут, что у них есть финансовая и моральная поддержка, а во-вторых, увидят, что в компании заботятся о сотрудниках.
Как искать сотрудников, готовых к релокации
Подобрать работников для релокации не так просто: рекрутер не всегда обладает знаниями о рынке труда по всей стране, проводить собеседования и принимать решение приходится удалённо, да и далеко не каждый кандидат может просто собрать чемодан и уехать. Рассказываем, как облегчить поиск и привлечение сотрудников из других городов.
Для начала проанализируйте:
- где живут необходимые соискатели, их количество;
- зарплатные предпочтения специалистов;
- уровень навыков, которыми они обладают;
- конкуренцию за них среди работодателей в профессиональной области.
Проще всего это сделать с помощью инструментов, доступных на hh.ru:
- расширенный поиск по базе резюме покажет кандидатов и их число в зависимости от места проживания;
- hh.индекс позволит узнать конкуренцию за персонал в отдельных регионах и профессиональных областях;
- «Конкурентный анализ вакансии» даст понимание о зарплатах, соискателях и работодателях-конкурентах в каждой области.
Также можно исследовать рынок труда как по всей России, так и по отдельным регионам. Аналитика даст возможность проверить ситуацию в сфере деятельности компании, определить потребности целевых кандидатов, улучшить бренд работодателя и даже оптимизировать HR-процессы. Однако сделать глубокий анализ с ретроспективными данными способны только специализированные сервисы, такие как Служба исследований hh.ru.
Пример: ИТ-компания безуспешно искала команду разработчиков в своём городе. После исследования выяснилось, что в области практически нет специалистов с необходимыми компетенциями. Решением стали программисты из других регионов. Чтобы привлечь сотрудников, компания оценила заинтересованность ИТ-специалистов в трудовой мобильности, определила их стимулы и мотивы в релокации в город нахождения компании и выявила регионы-доноры, из которых они охотнее готовы уезжать.
Если в компании уже есть опыт размещения вакансий в иных городах, то имеет смысл и изучить предыдущую статистику: какие объявления и где вы размещали и какое количество откликов получили.
Иногда работодатели предпочитают закрывать подобные «сложные» позиции только посредством прямых сообщений и телефонных звонков — кажется, что так можно сразу рассказать специалистам подробности предложения и попробовать заинтересовать их. Однако публикация вакансии даёт некоторые преимущества:
- могут откликаться кандидаты, которые не обновляют резюме и не попадают в поле зрения работодателя;
- соискатели, у которых нет опубликованного резюме, могут сами связаться с работодателем;
- алгоритм умного поиска hh.ru будет советовать релевантных специалистов, что экономит время рекрутеров.
Текст вакансии с релокацией должен быть составлен таким образом, чтобы привлечь внимание соискателей. Для этого:
- установите соизмеримую оплату труда. Если сотрудник перемещается в более крупный город, зарплата должна позволить ему обеспечить себя и семью. Если же в менее развитый, а зарплату выше рынка вы не можете предложить, следует компенсировать эту разницу бонусами — дополнительными отпускными, бесплатной медициной и прочим.
- укажите населённый пункт, в котором ищете кандидата. Объявление будет видно соискателям из этого города и рекомендоваться им. Но не исключено, что такой манёвр вызовет негативную реакцию у незаинтересованных соискателей. В тексте вакансии рекомендуем ещё раз уточнить, в каком городе располагается офис или производство.
- опишите преимущества работы у вас и в вашем городе. С большей вероятностью соискатели захотят релоцироваться, если вы предоставите им достойную зарплату, карьерные перспективы, удобный график, хороший климат, отдых от городского шума или, напротив, развитую инфраструктуру, и прочие привлекательные возможности.
Например,
- напишите, что входит в релокационный пакет. Помощь в переезде значительно повлияет на решение кандидатов. Некоторые компании лишний раз стимулируют соискателей на отклик, указывая разовый бонус на релокацию при трудоустройстве.
- не предъявляйте завышенные требования к опыту соискателей. Молодые люди проще адаптируются к новым обстоятельствам. Постарайтесь снизить свои ожидания от сотрудника и компенсировать недостаток знаний обучением уже в процессе сотрудничества;
- указывайте контакты. Часто соискателей, особенно «синих воротничков», нет на сайтах по поиску работы. Если работодатель на hh.ru укажет, что вакансия доступна для отклика без резюме, кандидат сможет сам быстро с ним связаться.
Сделать это можно уже через несколько минут после публикации вакансии:
- загляните в неразобранные отклики (папка «Все неразобранные»), чтобы увидеть «Подходящие резюме, подобранные по параметрам вакансии»;
- настройте удобный вид откликов и просматривайте их прямо со страницы неразобранных;
- выберите сортировку «Лучшие отклики», чтобы увидеть наиболее соответствующие запросу и недавно обновлённые резюме;
- настройте автоподнятие вакансий, выбрав наиболее эффективное время.
Несмотря на то, что количество опубликованных резюме стабильно растёт, не все специалисты спешат искать новую работу из-за нестабильности на рынке труда и затруднённой экономической ситуации в стране. А соискатели, которые готовы сменить работу и переехать в другой регион, могут вовсе не увидеть ваше предложение, если вы указали место релокации, а не их город местонахождения.
Поэтому, если откликов мало, поищите кандидатов по базе hh.ru сами. Для лучшего результата отфильтруйте тех, кто согласен на переезд.
Что делать, если кандидаты не откликаются
Все действия предприняты, а сотрудник так и не найден? Не отчаивайтесь и попробуйте следующее:
- зайдите в папку «Посмотревшие вакансию». Вы увидите, кто посмотрел ваше предложение, а также их контакты при наличии доступа к базе резюме;
- пообщайтесь с кандидатами, которые не приняли ваше приглашение на собеседование или оффер, — узнайте, что их смутило. Вы сможете лучше понять предпочтения ваших целевых соискателей и скорректировать предложение;
- продвигайте вакансию на hh.ru. Допустим, можно разместить объявление на главной странице в блоке «Вакансия дня», повесить баннер или подключить SMS и e-mail-рассылки. Всё это позволит рассказать о вакансии соискателям в нужных вам регионах и увеличить просмотры и отклики;
- рекламируйте вакансию в разных каналах. Clickme привлечёт аудиторию из hh.ru, социальных сетей и поисковой выдачи в «Яндекс».
Помните, чем больше откликов вы разберёте, тем чаще вы будете видеть релевантных кандидатов и тем будет выше ваш индекс вежливости на hh.ru, а значит, у вас будет хороший шанс отыскать того самого заветного специалиста.
↩ К другим статьям